Экономист Олег Комолов дал свой прогноз
Кандидат экономических наук Олег Комолов в программе «Простые числа» канала «Спец» отметил, что на первый взгляд может показаться, что цены на бензин в России не так уж и высоки. Например, Bloomberg в рейтинге дешевизны бензина ставит нашу страну на 12 место из 60. Всего 58 центов за литр бензина в первом квартале 2020 года.
Однако, для внутренних потребителей, то есть, нас с вами, куда важнее отношение цен к зарплатам, то есть, уровень доступности бензина. И здесь Россия перемещается уже на 38 место с показателем в 2,25%, который отражает стоимость топлива в дневном заработке гражданина.
«С учетом больших расстояний, изношенного парка автомобилей, плохого состояния дорожной сети и низкого качества самого топлива, автолюбитель в России тратит на бензин больше остальных – почти 2% годового заработка», - отмечает Олег Комолов.
Бензин в России дорогой, особенно если сравнивать с другими нефтедобывающими странами. И эта ситуация ухудшалась на протяжении предшествующих десятилетий. Цена бензина марки АИ-92 росла быстрее индекса потребительских цен. Выступая при этом одним из значимых инфляционных факторов. Ведь проблема не только в дороговизне заправки личного автомобиля, но и в дополнительных расходах, которые несут общественный транспорт, сельское хозяйство, промышленность и грузоперевозки. Все это ведет к росту цен на их товары и услуги.
«В России наблюдается любопытная тенденция. Если в последнее десятилетие нефтяные котировки были подвержены сильным колебаниям, то цена бензина росла очень равномерно, почти линейно. Создается впечатление, будто бы бензин делается не из нефти», - говорит Олег Комолов.
Как ни парадоксально, но последнее утверждение почти правильное. По данным Росстата в 2018 году 44% в цене бензина составляли расходы на покупку сырья. 2/3 от этого значения создает налог на добычу полезных ископаемых. Добавим взимаемые акцизы и НДС, и окажется, что налоги формируют около 70% в цене бензина.
Как напоминает Олег Комолов, государство регулярно поднимает сборы с бензина для решения сиюминутных бюджетных задач. Например, в 2017 году потребителей топлива обложили дополнительным сбором для строительства Крымского моста. В последний раз акцизы на топливо повышались в начале 2020 года.
Другая сторона проблемы состоит в том, что сырая нефть и нефтепродукты являются для нашей страны экспортными товарами. И их реализация на внешнем рынке является очень привлекательной альтернативой внутренним продажам. Иностранные покупатели богаче, их рынок шире нашего. Кроме того, они платят за нефть и нефтепродукты в твердой валюте.
А ведь, как известно, российское правительство и Центробанк уже пару десятилетий не позволяют чрезмерно укрепляться курсу рубля, формируя избыточные валютные резервы. Благодаря этому экспортеры продают валютную выручку по очень выгодной цене. Их потенциальная выгода перекрывает все налоговые издержки.
Кроме того, российский «налоговый маневр» тоже очень выгоден для бизнеса. Смысл его заключается в том, чтобы постепенно снижать размер экспортной пошлины на нефть и газ, увеличивая при этом налог на добычу полезных ископаемых. Полностью отменить этот таможенный барьер предполагается к 2024 году.
Обнуление пошлины создает дополнительные стимулы нефтяникам гнать сырье на экспорт. А, стало быть, недалек тот день, когда россияне будут платить по 1,5 евро за литр (примерно 118 рублей) бензина, что и европейцы.
«Вопрос «подешевеет ли когда-то в России бензин?» остается риторическим. Налицо крепко сложившийся тандем интересов крупного бизнеса и бюрократии. А, значит, мы еще не раз сможем оценить исполнительские таланты бывших чиновников, изображающих искреннее удивление событиям на российском топливном рынке», - считает Олег Комолов.