На исходе 2025 год — четвертый год специальной военной операции и очередной год общественно-политической напряженности для России, в частности, и мира в целом, а также попыток ее преодоления. Уходящий год ознаменовался реальными действиями на пути к урегулированию украинского кризиса и возобновления диалога Россия-Запад благодаря усилиям ново-старого президента США Дональда Трампа. Результативность этих попыток остается на конец года под вопросом, но начало положено точно. Чем еще запомнился 2025 год для российского общественно-политического дискурса в России — рассказываем в материале ИА DEITA.RU. Только главные тренды.
«Договорнячок»
Осенью 2024 года на выборах в США победу одержал Дональд Трамп, который в предвыборной кампании делал ставку на обещания завершить украинский конфликт. После вступления американского лидера в должность в начале 2025 года процессы на этом треке действительно начались с легкой руки новой администрации. На протяжении всего года мир наблюдал за переговорами, не зная, чего в конечном итоге от них ожидать, но надеясь на конец конфликта и сброса напряженности. Начатые процессы не привели к результату, и перетекают на следующий год. Однако ожидания конца боевых действий как никогда высоки, о чем говорил и президент России Владимир Путин на большой декабрьской пресс-конференции.
Очертания того, как именно будет оформлено урегулирование, до сих пор смутно, несмотря на появление документа рамочного соглашения на 28 пунктов. Переговоры по этим пунктам до сих пор продолжаются, часть из них вызывает вопросы, а о векторах редакции стороны переговоров рассказывают разрозненно и неохотно. Особенно метаний добавляет Киев, который то соглашается чуть ли не со всем, то отказывается почти от всего, что характерно в целом для украинской позиции на протяжении всего года. Таким образом, 2025 прошел в ожидании «договорнячка» между США и Россией, который для Киева и ЕС станет ультиматумом. Но процесс этот не завершился, а ожидания продлеваются на 2026 год.
Замороженные активы России
Еще один пункт на международном треке — судьба заблокированных на Западе российских активов. Евросоюз, на чьих счетах размещена основная масса активов РФ, весь год провел в размышлениях, как их украсть, да так, чтобы обосновать это юридически и избежать или хотя бы минимизировать последствия.
А последствия существенные, поскольку изъятие российских активов не только является нарушением международного права (на это как будто все уже давно позволяют себе закрывать глаза), но подрывает доверие инвесторов к Европе. Ведь если деньги могут просто украсть, зачем их вообще туда нести. Не говоря об ответных мерах со стороны Москвы. Плюс, геополитический ветер переменчив, а потому даже если сейчас санкции не позволяют России защищать себя в европейских судах, то никто не гарантирует, что так будет всегда.
Ближе к концу 2025 года сторонники изъятия российских активов концептуализировали замысел в формуле так называемого «репарационного кредита». Суть его заключается в том, что ЕС выделяет деньги Киеву из российских активов. А Россия сможет вернуть эти деньги в случае уплаты ею репараций Украине.
По факту европейцы смогли добиться лишь бессрочной блокировки активов РФ, но декабрьский саммит, который был призван поставить в деле точку, не привел ни к чему конкретному. Пока что страны ЕС договорились о займе для Киева за счет собственных федеральных бюджетов, а не российских активов.
Налоги
Еще один тренд, но уже внутри России — увеличение налоговой нагрузки.
Начиная с 1 января 2025 года в России начала действовать прогрессивная пятиступенчатая система уплаты НДФЛ. В зависимости от дохода, налогоплательщик должен уплачивать налог от 13 до 22%.
Кроме того, с этого года ставка налога на прибыль для юрлиц на ОСНО увеличена с 20% до 25%. Из них 8% перечисляются в федеральный бюджет, а 17% — в региональный (с 2030 баланс изменится: 7% — в федеральный и 18% — в региональный).
Кроме того, в 2025 году было принято решение повысить НДС с 20% до 22%. Оно вступит в силу с 1 января 2026 года.
Запреты
Еще один год в России принес череду запретов на законодательном уровне. Так, россиянам запрещено искать в сети материалы, которые вошли в список экстремистских и упомянуты в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». За нарушение — штраф от трех до пяти тысяч рублей.
Другое ограничение связано с запретом пропаганды наркотических веществ в интернете, СМИ, кино, книгах и песнях. В законе предусмотрено исключение для ситуаций, когда «наркотики составляют оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла». Также запрет не касается произведений, которые опубликованы до 1 августа 1990 года. Правонарушение в этой области будет караться штрафами: до четырех тысяч рублей для физлиц, до 600 тысяч рублей для юрлиц. За повторное нарушение предусмотрено уголовное наказание вплоть до двух лет лишения свободы. Нововведение еще до вступления в силу уже привело к тому, что масса артистов отредактировала на стриминговых сервисах песни: кто-то вырезал любые упоминания наркотических веществ, кто-то заменил их на другие слова, поменяв смысл.
Россиянам с осени запрещена реклама на интернет-ресурсах, признанных экстремистскими. В частности, это затронуло одну небезызвестную социальную сеть, где пользователи делятся фотографиями и короткими роликами. Нарушителям грозит штраф до двух с половиной тысяч рублей, компаниям — до 500 тысяч.
Детям запретили продавать зажигалки, аэрозоли и газовые баллончики. Продавцов-нарушителей станут штрафовать. Ранее несовершеннолетним запретили продажу энергетиков.
Продолжаются разговоры о полном запрете вейпов, но пока что конкретных решений принято не было, но власти обещали это исправить в будущем году.
Мошенничество
Многие запретительные законы также были связаны с мошенничеством, которое стало буквально бичом российского общества. Так, по данным МВД, которые ведомство представило летом, за семь месяцев этого года кибермошенники украли у граждан России 119,6 миллиарда рублей. Именно с деятельностью дистанционных аферистов связывают ограничения в работе иностранных мессенджеров, которым отключили возможность аудиосвязи, а также популяризацию национального мессенджера MAX, который призван сократить число случаев обмана. Также установлены запреты на передачу личных SIM-карт другим лицам и ограничено их число в одни руки до 20.
Самый резонансный случай с участием мошенников — дело о продаже квартиры российской певицы Ларисы Долиной, которое началось в 2024 году, но завершилось только в декабре этого года. Артистка продала квартиру под влиянием аферистов, передав им деньги. После обратилась в суд, который признал сделку недействительной. В итоге покупательница осталась и без денег, и без жилья. Дело получило широкую огласку, а россияне массово начали заявлять о несправедливости решения, что привело к отмене Долиной обществом. В итоге Верховный суд поставил точку в деле, вернув квартиру покупательнице.
Цифровой суверенитет
Кроме мошенничества, ограничения в сети Интернет власти также объясняют необходимостью защиты цифрового суверенитета. Зарубежные интернет-ресурсы, не исполняющие законодательство РФ, попали под блокировки. А на внутреннем рынке возникла необходимость создания альтернативных ресурсов-аналогов. Такую функцию выполняет и мессенджер MAX. Отечественные видеохостинги развиваются с переменным успехом с целью заменить YouTube. Работу обещают продолжить и в будущем году.
Мобильный интернет
Начиная с весны этого года многие регионы России столкнулись с ограничением работы мобильного интернета разной степени тяжести: от локальных и временных отключений до постоянного отсутствия передачи данных. Официальная аргументация властей связана с активизацией атак БПЛА со стороны украинской армии. Причем мобильный интернет ограничивают не только в приграничных регионах — перебои испытали на себе даже жители Приморья, далекого от зоны боевых действий.
Чтобы снизить дискомфорт россиян, власти начали туннелировать некоторые сайты из «белого списка». В него попали социально важные ресурсы, навроде «Госуслуг», сайтов банков, Яндекс, ВК, некоторые СМИ и прочее. Список обещали расширять. Сколько это продлится, власти пока не ответили.