Согласно результатам опроса, проведённого Союзом бухгалтеров и налоговых консультантов России, большинство отечественных компаний — около 64%, с Нового года собираются повысить цены на свои товары и услуги с целью компенсации увеличения налоговой нагрузки.
Об этом пишет «Газета.ру», передаёт ИА DEITA.RU.
Около трети опрошенных компаний заявили о том, что планируют остаться на текущем налоговом режиме и переложить рост издержек на своих клиентов, дабы не снижать свою норму прибыли.
Ещё примерно 31% предпринимателей заявили о том, что, несмотря на сохранение своего нынешнего режима налогообложения, они планируют переходить на другой, что также обернётся повышением цен для конечных потребителей.
Как объяснили представители бизнеса, такие меры — это для них единственный способ сохранить экономическую устойчивость на фоне ожидаемых налоговых изменений. Как оказалось, из-за повышения НДС до 22%, на грани выживания окажутся малые предприятия, ведь около 11% респондентов открыто заявляют о готовности временно сокращать свою прибыль, чтобы удержать цены на приемлемом уровне и не потерять клиентов.
В то же время, по мнению экспертов, ещё примерно 12% бизнесов — в основном микропредприятий, после вступления в силу новых налоговых правил, могут столкнуться с невозможностью дальнейшей работы и даже прекратить деятельность. Это прямо доказывает крайне высокую степень чувствительности малого бизнеса к любым налоговым ужесточения.
Особое внимание уделяется тем сферам, где повышение налоговой нагрузки может иметь наиболее ощутимые последствия. Согласно опросам, розничная торговля — это сектор, который, по мнению участников исследования, сильнее всего пострадает от новых налоговых правил.
Там изменение налоговых условий могут привести к росту цен в магазинах и снижению конкурентоспособности, ведь конкуренция в этой сфере крайне высокая, а допустимая наценка зачастую низкая.
Также в зоне риска — грузоперевозки (43%), где повысившиеся издержки могут привести к сокращению оборота, а также сфера услуг для населения (20%), которая напрямую зависит от уровня доходов и расходов граждан.
Напомним, что с 1 января 2026 года в России планируется значительное повышение базовой ставки НДС — с текущих 20% до 22%. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме и ожидает окончательного утверждения.
Минфин объясняет инициативу необходимостью сбалансировать государственный бюджет на ближайшие годы — расчет показывает, что новые ставки принесут дополнительные доходы в размере примерно 1,19 триллиона рублей в 2026 году и в целом около 4,42 триллиона рублей за три года.
Помимо этого, обсуждаются широкие «сопутствующие» меры: возможное сокращение перечня освобожденных от уплаты НДС операций, в частности, снижение порога выручки для перехода на упрощенную систему налогообложения с 60 миллионов до 10 миллионов рублей.
Реализация данной меры автоматически приведет к тому, что многие малые предприятия будут вынуждены платить налог на добавленную стоимость, а также столкнуться с новыми требованиями по страховым взносам и акцизам, что в целом усилит налоговое давление на бизнес.
Малый и средний бизнес, в том числе, многочисленные магазины и небольшие придомовые минимаркеты, столкнётся с необходимостью адаптации, пересмотра своей ценовой политики в сторону подорожания товаров.