Банк России приблизил контроль за операциями клиентов к более строгим стандартам, расширив список признаков мошенничества с шести до двенадцати.
Новый перечень критериев вступит в силу уже с 1 января 2026 года, сообщает ИА DEITA.RU.
В числе остающихся признаков, которые были введены ранее, продолжают действовать такие критерии, как наличие реквизитов получателя в базе данных ЦБ о мошеннических операциях, использование для переводов устройств, которые ранее использовались злоумышленниками, и информация о них есть в базе данных регулятора.
Также будут проверяться случаи, когда сведения о получателе содержатся в базе данных банка о подозрительных переводах, а также ситуации, когда операция выглядит необычно для клиента — например, по сумме, частоте или времени выполнения.
Обнаружение уголовных дел по факту мошенничества, связанных с получателем, также остается важным поводом для проверки, как и наличие информации от сторонних организаций, таких как операторы связи, пожаловавшие на риск мошенничества.
В таких случаях банки обязаны учитывать сведения, полученные не менее чем за шесть часов до осуществления предполагаемого перевода, особенно если речь идет о необычной активности: неожиданные входящие сообщения в мессенджерах, рост числа звонков или сообщений с номера, ранее ассоциированного с клиентом.
Помимо этого, в обновленный список добавлены новые признаки мошенничества. Например, особое внимание уделяется бесконтактным операциям в банкомате. Если время обмена данными между картой или цифровым токеном и банкоматом превышает установленный норматив, то это считается подозрительным признаком.
Также важна информация от Национальной системы платежных карт, которая предупреждает банк о возможных рисках при переводе, например, в случаях, если сведения о платежной карте были раскрыты посторонним лицам.
Еще одним поводом для проверки является смена номера телефона в онлайн-банке или на портале «Госуслуги» за 48 часов до операции, что может свидетельствовать о попытке злоумышленников проникнуть в аккаунт клиента.
Также снимается подозрение, если на устройстве клиента обнаружены вредоносные программы, изменения в операционной системе или провайдере связи — всё это может указывать на удалённый доступ злоумышленников.
Особое внимание уделяется ситуациям, когда попытка внесения наличных или переводов связана с трансграничными операциями, например, если за последние сутки до этого владелец счета совершил международный перевод на сумму более 100 тысяч рублей.
Аналогично, если за последнее полугодие не было ни одного контакта с определённым получателем, и в этот же период произошел крупный перевод из другого банка — более 200 тысяч рублей через систему быстрых платежей — такие операции тоже вызывают подозрение.
Еще одна новинка — сведения о получателе в государственной информационной системе противодействия правонарушениям с использованием технологий, которая начнет функционировать с 1 марта 2026 года. Все эти меры должны повысить уровень защиты банков и их клиентов, усиливая процедуры выявления мошенничества.