Последняя версия американского мирного плана по Украине, как сообщает Financial Times со ссылкой на высокопоставленного украинского чиновника, больше не предусматривает вывода российских войск с предполагаемой восточной линии демилитаризованной зоны.
Изначально в проекте из 28 пунктов предлагалось сформировать нейтральный буфер после отхода украинских сил из Донбасса, однако теперь территориальный вопрос стал главным препятствием для возможной сделки.
По данным издания, Россия и США требуют от Киева полного вывода войск из Донбасса, а представители администрации Дональда Трампа, включая его спецпосланника Стива Уиткоффа, настаивают на обмене территориями как неизбежной части будущего соглашения между Москвой и Киевом. Несколько источников утверждают, что Уиткофф, шесть раз встречавшийся в этом году с Владимиром Путиным, убежден, что уступка примерно четверти Донбасса якобы позволит установить «справедливый мир» и избежать потерь, которые Украина понесет в случае продолжения боев в 2026 году. Трамп, по словам собеседников, уверен, что Киев не располагает достаточными возможностями для изменения ситуации на фронте и рискует потерять больше, если не пойдет на «разумные уступки».
Министр армии США Дэн Дрисколл, побывавший в Киеве, подчеркивал, что Вашингтон готов предоставить гарантии безопасности, создав «самую высокотехнологичную демилитаризованную зону в мире» вдоль восточной линии соприкосновения. Несколько европейских дипломатов передают его слова о «самой мощной линии», которую готовы обеспечить США. Украинские переговорщики указывают, что американская сторона продвигает модель, близкую к корейскому разделу, чего президент Владимир Зеленский считает путём к затянувшемуся замороженному конфликту, а не к устойчивому миру.
Журналист The Washington Post Дэвид Игнатиус уточняет, что нынешний вариант американского плана включает ряд ключевых положений. Среди них обсуждаемый обмен территориями, создание демилитаризованной зоны наподобие корейской, передача контроля над Запорожской АЭС США, гарантии безопасности, соотносимые со статьей 5 НАТО и предполагающие ратификацию Конгрессом, а также дополнительные соглашения с европейскими странами. Рассматриваются ограничения на численность украинской армии, против закрепления которых Киев выступает на конституционном уровне, возможное создание дополнительных сил по примеру Национальной гвардии, вступление Украины в ЕС в 2027 году и увеличение компенсаций за счет замороженных российских активов сверх предложенных ранее ста миллиардов долларов.