За последнее десятилетие объем инвестиций в основной капитал Дальневосточного федерального округа увеличился на 99%, что более чем в два раза выше среднероссийского темпа. Об этом «Российской газете» рассказал доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко.
По его данным, с 2015 года по май 2025-го в десять крупнейших проектов региона вложено свыше 3 трлн рублей — около 60% всех инвестиций в инициативы с государственной поддержкой. Среди них — Амурский газоперерабатывающий завод, Амурский газохимический комплекс, горно-обогатительный комбинат на Малмыжском месторождении, освоение Удоканского месторождения меди и строительство Баимского ГОКа.
По итогам 2024 года общий объем вложений в основной капитал регионов ДФО достиг 3,9 трлн рублей, что составляет 10% всех инвестиций в экономику страны и на 6% превышает показатель предыдущего года.
Щербаченко отметил, что дальневосточная экономика сохраняет диверсифицированный характер, но наибольшие инвестиции приходятся на три ключевые сферы — добычу полезных ископаемых, развитие инфраструктуры и жилищное строительство.
Основной поток вложений направляется в добывающую промышленность. За десять лет объем добычи угля и золота в ДФО вырос почти в 1,7 раза. Этому способствовал заявительный принцип лицензирования недр, позволивший привлечь частных инвесторов в геологоразведку и ускорить открытие новых месторождений. Среди крупнейших — Лугоканское золото-медное в Забайкалье, Романское золото-серебряное в Якутии, Удоканское медное и Баимский медно-порфировый район на Чукотке.
Вторым направлением стали инвестиции в транспортную и энергетическую инфраструктуру. Рост промышленного производства стимулировал расширение логистики: грузооборот морских портов округа увеличился в 1,6 раза, а в Хабаровском крае перевалка угля выросла почти на 30%. Порт Ванино нарастил экспортные отгрузки почти на треть за счет трех специализированных терминалов.
В рамках инфраструктурных проектов модернизируются аэропорты и транспортные узлы, развиваются новые логистические центры. Так, ведется обновление аэропорта и создание хаба на станции Новая Чара в Забайкалье. Особое внимание уделяется развитию пограничных территорий: на острове Большой Уссурийский, разделенном с Китаем, начато строительство подъездной дороги к будущему пункту пропуска, а к 2026 году там появится конгрессно-выставочный центр, туристическая зона и международный парк Дружбы народов.
Третьим направлением инвестиций остается жилищное строительство и формирование комфортной городской среды. В 2024 году темпы ввода жилья в ДФО достигли 11,9%, превысив среднероссийский уровень. За год построено 4,7 млн квадратных метров жилья — на 2% больше, чем годом ранее. В лидерах по строительству оказались Приморье, Якутия, Бурятия и Амурская область.
Кроме того, в регионе реализуются масштабные программы: строительство 137 рыбопромысловых судов и 36 перерабатывающих заводов, формирование города-спутника Владивостока на 200 тысяч жителей, создание сети креативных кластеров общей площадью свыше 100 тысяч квадратных метров. Одновременно ведется модернизация транспортной системы, развитие социальной и образовательной инфраструктуры, создается единая дальневосточная авиакомпания.
За десятилетие промышленное производство в округе выросло на 30%, добыча полезных ископаемых — на треть, а объем строительных работ увеличился более чем вдвое.
Как подчеркнул Щербаченко, основой для ускоренного развития региона стала созданная нормативная база: за десять лет принято 87 федеральных законов, более 500 постановлений правительства и 10 указов президента. Новые преференциальные режимы позволили компенсировать бизнесу расходы на инфраструктуру, на что из бюджета было выделено 59,2 млрд рублей. Общий объем вложений в проекты с господдержкой превысил 2 трлн рублей.
Ранее вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев отмечал, что за десятилетие в экономику Дальнего Востока вложено около 20 трлн рублей, что значительно превышает средние показатели по стране.