31 января 2026, 04:00: Орешкин заявил о бессмысленности домашних заданий в школах 31 января 2026, 03:00: Камеры перенесут назад: водителей заставят снижать скорость до «зебры» 31 января 2026, 02:00: Путин упростил правила перераспределения земельных участков 31 января 2026, 01:00: В Кремле подтвердили согласие Путина не бить по Украине до 1 февраля 31 января 2026, 00:00: В России разработали метод борьбы с внутрибольничными инфекциями 30 января 2026, 23:00: Трамп попросил Путина не бить по Киеву неделю из-за холодов 30 января 2026, 22:00: ФСБ не позволила украинскому агенту убить русского подполковника 30 января 2026, 21:00: Карантин, реанимация и следствие: что происходит в интернате Прокопьевска после гибели девяти человек 30 января 2026, 20:15: В России меняются правила выдачи семейной ипотеки 30 января 2026, 20:00: ВС РФ освободили еще три населенных пункта в ДНР и Запорожье

«Самое дно»: продуктовые талоны возвращают Россию в пучину бедности

18 февраля 2021, 20:30

Путин предложил подумать над введением талонов на продукты – такое российская история уже знавала, сообщает ИА DEITA.RU.

Во время встречи с лидерами думских фракций президент озвучил идею введения продуктовых талонов для бедняков. По словам президента, у такой системы имеются плюсы. Хоть сейчас это не так актуально, как в разгар пандемии, но мера еще может быть введена. Заморозка цен не решит проблему, а вот талоны вполне могут обеспечить самые бедные слои населения едой.

Парламентарии поднимали этот вопрос весь год, и даже некоторые регионы всерьез думают о введении сертификатов на продукты. В частности – Новосибирск, где уже восьми процентам жителей третьего по величине города страны не хватает денег на еду.

«Введение продуктовых карточек – это очень серьезный удар по имиджу власти. Конечно, можно сколько угодно рассуждать о том, что это реальная поддержка бедноты со стороны государства. Но наша историческая память воспринимает карточки как самое дно, те самые лихие 90-е, причём в самые худшие годы «шоковых реформ» Гайдара», – комментирует эксперт Илья Гращенков.

Такие карточки есть и в Америке, но разница в том, что в штатах это очень унизительно. Ими пользуются самые неудачливые мигранты и маргиналы. В России же говорят об обычных семьях, у которых просто не хватает заработка. Тем не менее, в контексте политической линии все выглядит довольно логично. Многие скучают по временам СССР – что ж, их они в скором будущем и получат.

Регулировать экономику и рынок придётся в любом случае вручную.
«Поэтому ведение карточек и ограничение цен – яркий пример того, что наша страна действительно идёт по этому пути. Осталось только понять, насколько это решение эффективно и поддерживается населением, которое так долго ностальгировало по возврату в прошлое», – пишет Гращенков.

Через такое унижение страна прошла в конце восьмидесятых - самом тяжелом времени позднего СССР. Вообще карточная система распределения в том или ином виде существовала всю историю СССР, а то, что было в восьмидесятые-девяностые – просто лучше запомнилось, так как произошло при жизни нынешних поколений.

В 1916 году эта практика была применена впервые. Население было истощено войной и голодом, ввели талоны на сахар. Вплоть до 1921 года по карточкам на территории всего СССР выдавали хлеб. НЭП немного встряхнул ситуацию, но вскоре все вернулось на круги своя. В сталинские времена карточки вернули, ибо продуктов на всех снова не хватало.

Во время Великой отечественной утеря карточки грозила голодной смертью. И если начиная с апреля 1940 года один покупатель мог купить не более 1 килограмма мяса и не более 0,5 килограмма колбасы, то через несколько лет это казалось роскошью.

В середине 20 века с ростом цен на нефть карточки, в большинстве своем, снова были отменены. Но с увеличением расходов на войну в Афганистане и дальнейшим снижением нефтяных доходов начался тот самый кризис позднего СССР. Страна допустила фатальную ошибку: все деньги в «золотой период» были пущены на закупку импорта, а не на организацию собственного производства.

Мясо, колбаса и масло были доступны исключительно по сертификатам. Вонючий пропавший маргарин можно было купить в свободной продаже.

Вскоре дефицитом стал сахар, ибо народ принялся варить самогон с неудержимой страстью. Что касается «официального» алкоголя, то и тут существовала салонная норма. В месяц на одного гражданина СССР полагалась одна бутылка водки и две бутылки вина.

Таким образом, разговоры о продуктовых талонах возникали и возникают в самые сложные для страны времена, которые, похоже, наступают вновь. На оголтелой псевдозаботе могут подняться маргинальные политические активисты вроде Жириновского («Мы за бедных, мы за русских»), но запала у престарелого лидера ЛДПР вряд ли хватит на полномасштабное политическое восстание.

Автор:  Василий Кучин